Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100

Вы здесь: Главная // Аналитика

Район особого значения

Добавлено: 2008-11-24, просмотров: 1747


МОСКВА. В отечественной практике современные механизмы реализации сложных комплексных проектов, таких как «Урал Промышленный - Урал Полярный», требующих масштабных финансовых вложений из разноуровневых источников, координации действий значительного числа участников и тщательной синхронизации этапов реализации проекта, пока отсутствуют. Однако для реализации такого комплекса задач требуются совершенно новые подходы, особые механизмы, выявляемые путем анализа взаимодействия основных факторов, влияющих на формирование пространственной структуры в пределах территории проекта.

Анализ возможных схем строения проекта, проведенный совместно с субъектами Федерации, входящими в состав Уральского федерального округа, и Российской Академией наук показал, что оптимальной структурой экономической пространственной организации для реализации проекта представляются горнопромышленные районы, задача которых заключается в увязке освоения природных ресурсов, создании и функционировании объектов транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, в оптимальном сочетании интересов центров концентрации природных ресурсов с центрами реального производства.

По мнению авторитетных специалистов, создание горнопромышленных районов позволит объединить (с комплексным характером освоения конкретной территории) усилия всех заинтересованных участников, эффективно использовать инвестиции в рамках государственно-частного партнерства, управлять стоимостью и эффективностью распределения ресурсов между группами проектов, исключить узколокальные характеристики, нечеткую случайность специализации и непродуманность производственно-технологических связей. Единая система инфраструктуры в условиях Севера, по расчетам экономистов, обеспечивает 35-40% эффективности за счет снижения затрат и разделения рисков. Эта же инфраструктура обычно выступает в качестве базы освоения сопредельных территорий, включения в хозяйственный оборот новых источников ресурсов.

В ходе анализа всего спектра вопросов освоения территории мега-проекта было определено несколько горнопромышленных районов.

Местом, требующим первоочередного проектирования, стал Харпский горнопромышленный район (по названию населенного пункта Харп). Он является типовым, и отработанная модель по его проектированию может быть использована в работе по созданию других горнопромышленных районов на Полярном и Приполярном Урале. Аналогичные районы предварительно просчитаны как на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, так и Югры.

Выбор данного варианта определился с учетом первоочередных производственных и территориальных факторов: степени готовности по добыче полезных ископаемых; переработке и поставкам сырья, обмену продукцией производства; условий обеспечения электроэнергией и топливом; конфигурацией транспортной сети; использования трудовых, земельных и водных ресурсов; формирования строительной базы. Сегодня на территории проектируемого Харпского горнопромышленного района находятся поселок Харп и железнодорожная станция Обская со сложившейся производственно-инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Территория этого района включает группу пространственно сближенных месторождений полезных ископаемых: железорудное Юнь-Ягинское, золото-железорудное Новогоднее-Монто, золоторудное Петропавловское, хромитовые Центральное и Западное, Саурейское - свинцовых руд, меднорудное Лекын-Тальбейское, фосфоритовое Софроновское, месторождения баритов и три месторождения щебня, при этом определены значительные прогнозные ресурсы по меди, железной и хромовым рудам.

Основная часть указанных месторождений  через проведенные конкурсы и аукционы передана недропользователю. На основании инженерно-экономических расчетов, учитывая значительные объемы добываемого дефицитного сырья и в целях управления ценообразованием, на территории данного района запланировано строительство нескольких горно-обогатительных комплексов (ГОК). Освоение всех объектов обеспечит суммарную годовую производительность товарной продукции порядка 7,8 млн. тонн, в том числе: железных руд – 1,7 млн. тонн; хромитовых руд – 1,6 млн. тонн; что полностью покрывает потребности промышленности РФ которые сегодня обеспечиваются импортом; нерудных полезных ископаемых – 1,5 млн. тонн; медных руд – 42,3 тыс. тонн; строительных материалов – 3 млн. м3.

К примеру, на Райизском хромитовом ГОКе наряду с добычей предусматривается осуществлять предварительное радиометрическое и глубокое магнитное обогащение с получением конечного продукта в виде кускового концентрата и брикета с общим объемом 1 млн. тонн.

Лекын-Талбейский медный комбинат будет включать добычное и флотационное обогатительное производство. При этом по схеме селективной флотации, наряду с медным, планируется получать еще и свинцовый, цинковый, молибденовый или коллективный концентраты.

На Щукинском ГОКе добытая железная руда подвергнется дроблению, грохочению, промывке, отсадке и сепарации. В результате обогащения получится тонко измельченный концентрат, который пройдет агломерацию (спеканию в куски), окомкованию и упрочняющему обжигу. Полученные обожженные окатыши отличаются высокими содержаниями железа (до 68%), механической прочностью, пористостью, восстановимостью, однородностью по химическому и гранулометрическому составу. По сравнению с агломератами, окатыши более транспортабельны и предпочтительны при металлургическом переделе, так как их использование повышает производительность доменных печей.

На Софроновском ГОКе, на основе добычи и глубокой переработки фосфоритов, будут производиться высоколиквидные фосфорные удобрения сложного состава общим объемом 250 тыс. тонн в год.

Добыча золота будет осуществляться традиционным горным способом с гравитационным обогащением на месте в объеме 2 тонн в год, содержанием от 40% до 70% золота.

Эксплуатация месторождений Харпского горнопромышленного района обеспечит следующую суммарную годовую производительность товарной продукции.

На полную мощность ГОКи выйдут в период 2015-2017 гг. Все они будут иметь свою специфику производства и общую инфраструктуру. Однако на каждом из них предусматривается использование вахтовой организации работ с постоянным размещением основного и обслуживающего персонала в п. Харп и других социально развитых населенных пунктах района.

В настоящее время на данной территории находится транспортный железнодорожный узел Лабытнанги-Обская, связывающий новые линии Полуночная-Обская-Надым и Обская-Бованенково, а также локальные автодороги общего и производственного назначения. Формируется энергоструктура, разработаны схемы ее дальнейшего развития, в районе п.Харп находится электростанция на газе мощностью 12 МВт в состоянии 90% готовности. Подключение к газу позволит снизить стоимость электроэнергии с нынешних 10,5 рубля за кВт/ч до 2,5 рублей.

В результате комплексного инфраструктурно-промышленного освоения возникает значительный экономический эффект, что достигается за счет сокращения транспортных перевозок, при последовательной переработке сырья и полуфабрикатов, комбинированного использования электрической и тепловой энергии и включения в топливный баланс местных энергоисточников. Только налоговые поступления и платежи в федеральный и региональный бюджеты, по минимальным оценкам, составят соответственно 1,1 и 2,0 млрд. рублей в год.

Определившиеся перспективные площади с дополнительными прогнозными ресурсами (более 2 млрд. тонн железа, 200 млн. тонн хромитов, 160 тонн золота и других полезных ископаемых) будут реализованы в период 2009-2015 гг. в соответствии с уточненным и пролонгированным комплексным планом геологоразведочных работ в зоне проектируемого транспортного коридора, утвержденного Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В рамках этого плана скоординированы все виды работ, выполняемых за счет средств государственного бюджета и средств недропользователей. Их главной целью является наращивание минерально-сырьевой базы района, что обеспечит долгосрочную деятельность горнодобывающего комплекса.  

Проведенный анализ показал, что главной организационной трудностью при создании горнопромышленных районов, способной оказать сдерживающее влияние на показатели их эффективности, может стать несоответствие между зоной решения крупной экономической задачи и административным делением. Поэтому основой государственной политики в Полярной и Приполярной зоне должна стать система целенаправленных государственных мер по регулированию развития расселения и ресурсного освоения, зачастую являющихся единственным инструментом государственного присутствия на этой малолюдной территории.

Наиболее адекватным и уместным для решения сложных организационно-кооперационных связей представляется совмещение территорий новых горнопромышленных районов и муниципальных образований. Это позволит объединить задачи территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ведущих работу на данной территории; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципалитетов; всей вертикали науки и бизнеса.

Благодаря этому ключевой функцией администрирования в рамках горнопромышленных районов станет не только выполнение задач оперативного управления, но и государственного регулирования в части сочетания производственного и социального аспектов на конкретных территориях, в муниципальных образованиях.

Создание органа местного самоуправления, работа территориальных структур федеральных и региональных органов исполнительной власти позволят в полной мере обеспечить законные права и интересы проживающих на данной территории граждан, бизнеса и государства, развивать одновременно и промышленную, и социальную составляющие, управлять ростом горнопромышленного района. Муниципальные образования получат реальную возможность развивать социальные программы и местный бюджет, комплексно планировать и развивать территорию с учетом всех градостроительных норм. Единовременные затраты на создание оптимальных жизненных условий в базовых поселениях выше, чем в городах обжитой зоны, но срок их окупаемости достаточно краток за счет сокращения отрицательной миграции, повышения производительности труда, повышения промышленного потенциала новых районов.

Полномасштабное освоение территорий, особенно со слаборазвитыми инфраструктурами и низкой плотностью населения, невозможно без создания центров развития производительных сил. На основании имеющихся научных и практических данных, связанных с освоением Крайнего Севера, для наиболее полного развития добывающей и перерабатывающей промышленности, создания оптимальных условий для населения в горнопромышленных районах необходимо ориентироваться на создание базовых городов в центре групп месторождений. Наиболее рациональным и эффективным для промышленного освоения является вахтовый метод, который будет реализован через систему «базовый городвахта». Центром данного горнопромышленного района будет являться поселок Харп.

Поселок Харп будет являться единым центром обслуживания нескольких вахтовых поселков в местах приложения труда. Исходя из географо-экономических условий, такие центры региональных систем расселения являются наиболее динамичными и позволяют в короткие сроки реагировать на изменяющуюся ситуацию, связанную с промышленным освоением территории.

Ожидается, что с учетом коэффициентов сменности и  семейственности численность населения п. Харп возрастет до 26 тыс. человек, что потребует модернизации существующих и ввода дополнительных объектов социальной инфраструктуры (3 средних школы, 4 дошкольных учреждений, 2 больниц, стадиона и т.д.).

СПРАВКА:

Поселок Харп площадью 930 га находится на 67-й параллели, расположен на горной реке Собь у подножия горы Рай-Из (Полярный Урал). Численность населения на начало 2006 года составляла 7100 человек. Транспортная схема достаточно развитая - до ж/станции расстояние 1 км, до аэропорта г.Салехардо 54 км, речного порта г.Лабытнанги 60 км.  В районе поселка Харп находится электростанция на газе мощностью 12 МВт в состоянии 90% готовности.  В поселке функционируют 3 средних школы, 3 дошкольных учреждения, 1 больница, 1 аптека, 1 спортивное учреждение, 2 учреждения клубного типа. Общая площадь жилого фонда - 91,8 тыс. кв. м). Автомобильные дороги - 38,8 км.

Развитие социальной инфраструктуры п.Харп способствует в системе «базовый город-вахта» минимизации количества обслуживающих промышленных предприятий для разных компаний и численности трудящихся - как в зоне активизации в целом, так и вахтовых поселков в местах приложения труда.

Система «базовый город-вахта», как особая форма территориальной организации, представляет собой комплекс, характеризующийся следующими признаками:

наличием базового поселения с развитой производственной и социальной инфраструктурой расположенного в зоне благоприятной для проживания;

вахтовый поселок или комплекс в удаленных местах приложения труда, включающий технологически необходимую производственную структуру и элементы социальной инфраструктуры, достаточной для повседневного обслуживания и проживания сменного персонала (бессемейное проживание);

наличие регулярных, организованных транспортных связей базового города с вахтовым комплексом в соответствии с выбранным технологическим режимом организации работ.

Данная система населенных пунктов имеет экономические (снижается стоимость строительства и эксплуатации), социальные (достигается большая комфортность), и экологические (обеспечивается более здоровая среда проживания и снижение ущерба, наносимого природной среде) преимущества. В таких эффективных системах может быть достигнута экономия средств за счет капиталоемкости (до 10%), строительства промышленных зданий (5%), сокращения протяженности автодорог к промышленным объектам (15%), сокращение числа железнодорожных выводов (20%) и т.д. В целом сокращение затрат на социальную инфраструктуру, по расчетам науки, произойдет в объеме 3,5 раза.

Таким образом, создание Харпского горнопромышленного района позволит обеспечить, по расчетам экономистов, 30% экономии средств инвесторов за счет снижения затрат и повышения эффективности осуществления проекта путем одновременного создания горнорудных предприятий, единой системы производственной, транспортной и социальной инфраструктуры. Эта же инфраструктура выступит базой освоения сопредельных территорий.

Модель формирования Харпского горнопромышленного района предполагается использовать при проектировании моделей других горнопромышленных районовХорасюрского Северо-Сосьвинского.

В целом, реализация проекта «Урал ПромышленныйУрал Полярный» идет согласно утвержденным планам, предпринимаемые участниками проекта шаги носят согласованный характер и укладываются в систему общенациональных и отраслевых приоритетов.

 

Аналитический центр ОАО «Корпорация «Урал ПромышленныйУрал Полярный»