Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100

Вы здесь: Главная // Аналитика

Президенту показали нанонос

Добавлено: 2008-07-25, просмотров: 1524



 

МОСКВА. Вчера Дмитрий Медведев решал в стенах Московского инженерно-физического института (МИФИ) отнюдь не мифическую задачу модернизации российской высшей школы. Разговор президента с министром образования и науки Андреем Фурсенко получился предельно откровенным и жестким.

По традиции прибывшего в столичный вуз Медведева повели осматривать выставку достижений инновационного хозяйства. Проректор МИФИ Анатолий Петровский подошел к обязанностям президентского гида со знанием дела. «Здесь абсолютно все оборудование российское! – божился ученый, демонстрируя мини-цех, оборудованный волоконным лазером. – Как ни странно это слышать, но мы – впереди планеты всей!»

Пришлось, правда, объяснить, что создатель лазеров давно живет и работает в Германии, но это были уже детали. Собеседник Медведева продолжал расхваливать российскую науку. «Всегда, когда нам говорят, учитесь у индийских программистов, мы отвечаем: индийские программисты – это средняя школа. Пусть занимаются компьютерными играми, мы готовы им уступить».

Возле стенда с так называемым «электронным носом», способным выявить самые ничтожные доли взрывчатого вещества, Петровский решил сострить и заявил, что в научной среде прибор называют «наноносом». Сострил руководитель МИФИ, может быть, и зря – навряд ли представители правительства, следовавшие по пятам за Медведевым, пожелали бы с этим самым наноносом остаться. Медведева, к счастью, волновало совсем другое. Заметив около стенда студента МИФИ, он поинтересовался: «Много удается здесь заработать?» – «Когда как», – мрачно изрек учащийся. «Здесь у вас не только физиков готовят, но и дипломатов!» – порадовался Медведев. В качестве заключительного аккорда Медведеву предложили опробовать тренажер, имитирующий кабину комплекса «Тополь-М». Президент, недавно инспектировавший настоящие комплексы, по-хозяйски порулил в кабине.

В веселом расположении духа Медведев отправился в учебный корпус МИФИ проводить совещание. Тема для куратора нацпроектов была, в общем-то, родной. Количество действующих в России вузов – более тысячи – Медведев неоднократно называл неоправданно большим. Сокращать его будут через укрупнение учебных заведений и создание сети федеральных университетов. Уже действуют Сибирский и Южный федеральные университеты. Подобные вузы должны появиться на Дальнем Востоке, Урале, в Поволжье и Калининграде. Другим перспективным форматом могут стать научно-образовательные центры наподобие МИФИ, совмещающие научно-исследовательскую деятельность с образовательным процессом.

«Просто так наплодить новые университеты на бумаге несложно, – подчеркнул во вступительном слове Медведев. – Но нам нужны реальные научные центры». По мнению президента, разрыв между академической и отраслевой науками сегодня по-прежнему большой: «В очень многих вузах значительно упал уровень научных исследований и интерес к ним. Многие преподаватели потеряли навыки исследовательской деятельности, и мы эту ситуацию просто обязаны кардинально изменить».

Основным докладчиком выступил министр Фурсенко, и разговор с президентом получился предельно жестким. «Конкурс, проведенный в рамках нацпроекта «Образование», позволил выявить 57 лидирующих инновационных вузов, – сообщил Фурсенко. – Мы имеем достаточно репрезентативный срез, показывающий, на что способна наша высшая школа». – «Ну и на что она способна?» – прервал выступление Фурсенко Медведев. «Она способна обеспечить качественный скачок, – заверил министр. – Но есть и проблема: сегодня конкурентоспособными являются 15–20% вузов». – «А может, нам больше и не надо?» – задумчиво спросил Медведев. Глава Минобрнауки, оценив настрой президента, предложил одним махом покончить с неэффективными учебными заведениями. «Часть из них могут стать филиалами, – пояснил Фурсенко. – А часть – либо закрыты, либо преобразованы в профессиональные средние учебные заведения». – «В некоторых случаях лучше стать хорошим ПТУ, чем оставаться скверным университетом», – поддержал президент.

"Независимая газета"