Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100

Вы здесь: Главная // Аналитика

Персона. Михаил Федоров: деньги надо вкладывать в образование, а не в машины

Добавлено: 2008-07-17, просмотров: 1552


 

ЕКАТЕРИНБУРГ. Профессия экономиста в России всегда считалась синонимом благополучия, а конкурс на поступление в экономические вузы был традиционно велик. О том, как проходят вступительные экзамены в крупнейшем экономическом вузе Свердловской области, об уникальной новой специальности, о нанотехнологиях и основных тенденциях в развитии свердловской экономики «УралПолит.Ru» рассказал ректор Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор Михаил Федоров.

Михаил Васильевич, что вы можете сказать о первых вступительных экзаменах на основании ЕГЭ, об уровне нынешних абитуриентов?

Серьезный вопрос. Во-первых, на сегодняшний день у нас примерно на 20% больше желающих поступить в университет по сравнению с прошлым годом, несмотря на демографическую яму. Значит, университет работает. А ЕГЭ… Ну ЕГЭ и ЕГЭ. Это позволяет нам не проводить дополнительные испытания. Но говорить о том, какой студент к нам пришел – сильный или слабый – я не могу. Почему? Потому что результаты ЕГЭ – это не показатель. К сожалению, мне бросилось в глаза определенное несоответствие оценок в аттестате тем результатам, которые показали абитуриенты. Не знаю, с чем это связано…

Независимо от этого тот, кто набрал высокий балл, пойдет учиться на бюджетное отделение, а кто не набрал – на коммерческое. Я говорю всем – берите кредиты на образование, тем более что мы являемся участниками эксперимента по кредитной политике, который проводит банк, в котором мы обслуживаемся, УБРиР. Я думаю, что это может помочь молодому человеку осуществить мечту. Между тем должен заметить, что у нас кредитная политика в сфере образования развивается из рук вон плохо.

Почему?

У нас нет культуры формирования кредитной политики. Когда говоришь «бери кредит и иди учись», у молодого человека или у его родителей страх в глазах: «мы не привыкли быть должниками». Я должен сказать – напрасно. Я бы хотел обратиться к родителям: возьмите кредит на образование вашего ребенка, а потом уже на все остальное – на автомашину и так далее, автокредитование у нас распространено больше, чем во всех остальных странах мира. Надо сместить приоритеты в другую сторону. Надо вкладывать деньги не в машины, а в образование своих детей, потому что это – вклад в будущее.

Какие на сегодняшний день самые популярные специальности в вашем университете и сколько стоит обучение?

Обучение стоит от 50 до 80 тысяч рублей в год. Это средний показатель по городу. Надо отметить, что, несмотря на инфляцию, мы не стали повышать цены в этом году, чтобы поддержать абитуриентов. Несмотря на то, что мы нуждаемся в дополнительных средствах на ремонт зданий и приобретение оборудования.

Что касается специальностей... Традиционно высокий конкурс на специальности финансового факультета. Финансовый менеджмент, банковское дело, региональная и муниципальная экономика, экономика предприятий. В этом году мы начали прием документов на абсолютно новую специальность – сервис оборудования. Специальность уникальная, полутехническая. Мы будем готовить специалистов по обслуживанию и ремонту техники по трем направлениям: оборудование предприятий питания, оборудование торговых предприятий и банковское оборудование. Насколько мне известно, больше в России специалистов по сервису банковского оборудования не готовят нигде. В Уральском же регионе мы совершенно точно неповторимые. Так и запишите – не-пов-то-ри-мы-е!

Недавно вы вернулись из Астаны, с заседания Евразийского экономического клуба ученых. Хотелось бы поподробнее услышать об этом.

Я должен вам доложить, что на Астанийском экономическом форуме были представители 45 стран. И в рамках этого форума прошло учредительное собрание Евразийского экономического клуба ученых, который был открыт по инициативе Назарбаева, высказанной им в 2007 году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Должен сказать, что мы единственное учебное заведение России, которое выступило в качестве учредителя этого образования. Из российских структур еще вошел Институт прогнозирования РАН, Институт экономики УрО РАН.

И напоследок, более общий вопрос – как вы оцениваете состояние Свердловской экономики, ее основные тенденции?

Конечно, регион развивается активно. Наше видение перспектив связано, во-первых, с геополитическими факторами, о которых мы должны помнить ежедневно. Средний Урал – это, как я говорю сейчас, «крест в центре России» – это крупный логистический центр транспортной магистрали Европа-Азия, и, кроме того, это программа «Урал Промышленный – Урал Полярный», и центром этого креста, естественно, является Екатеринбург.

Тенденция, которую мне также хотелось бы обозначить – это восстановление машиностроительного комплекса. Металлурги уже достигли определенного уровня. Зайдите на «Уралэлектромедь», зайдите в цеха – видно, что активно внедряются новые технологии, видно, что предприятие современное, успешное. А вот машиностроительным предприятиям необходимы новейшие технологии, оборудование, высококвалифицированные специалисты. Но, как мне кажется, в этом направлении мы также двигаемся.

Я должен сказать, что сегодня правительство активно поддерживает внедрение нанотехнологий, и мы, университет, сейчас подали две заявки на получение правительственных грантов. Одна – нанотехнологии метанохимических деструктых полимеров. И вторая – больше биологическая, это исследование клетки на основе сенсоров, которые разрабатываются в лаборатории профессора с мировым именем, Анны Семеновны Брагиной.

Направление совершенствования технологий очень перспективно для того, чтобы наш регион воспринимали не только как сырьевой, но и как регион, который имеет высокий уровень технологического производства. Конечно, здесь и машиностроительная отрасль, и Титановая долина как научно-производственный комплекс. Есть ряд знаковых предприятий, например, ВСМПО, которое является кластером в данном направлении.

Та политика, которая проводится в регионе, говорит о том, что даже если бы не было ШОСа – это не ухудшило бы ситуации, то есть регион действительно развивается очень активно.