Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100

Вы здесь: Главная // Аналитика

Как экономику повернуть в сторону инноваций?

Добавлено: 2008-05-21, просмотров: 1767


 

МОСКВА. Депутаты Государственной думы России, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, научных организаций и другие эксперты на парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии» обсуждали проблемы перехода российской экономики на инновационный путь развития. Мероприятие было организовано Комитетом по науке и наукоемким технологиям.

Открывая слушания, первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов, сказал, что десять лет назад у России не было столь амбициозной стратегии развития страны. «Необходимо определить, что должен сделать законодатель, чтобы обеспечить максимальный поворот экономики в сторону фундаментального вектора развития», - сказал он.

Заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Осипов отметил, что доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает десяти процентов, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет 5,5 процента. «В российском экспорте преобладают совсем не высокотехнологичные продукты, а импортируем мы наукоемкие товары и услуги, что создает угрозу технологической независимости России», - сказал Вячеслав Осипов. Он указал на отсутствие целостности инновационной системы. Созданы и работают только ее отдельные элементы. Циклы инновационного процесса слабо увязаны друг с другом. Отдача от инновационной деятельности остается низкой.

По словам Вячеслава Осипова, Россия имеет необходимый научно-технический задел по отдельным перспективным наукоемким технологиям, прежде всего, авиационным и космическим, нано- и биотехнологиям, ядерной и водородной энергетике, энергетическому машиностроению, спецметаллургии, в области производства современных видов вооружений, теле- и радиоаппаратуры, средств связи, медикаментов, оптоэлектронных и ядерных материалов. «Мы способны успешно конкурировать только по десяти-пятнадцати направлениям разработки и производства наукоемкой продукции и только при условии последовательной реализации научно-технической, технологической и инновационной политики и при наличии соответствующего законодательства», - сказал депутат.

Требует особого рассмотрения решение проблемы постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности. Существует трудность в неоднозначности процедуры оценки рыночной стоимости патента и необходимости при постановке на баланс платить налог на прибыль без гарантии получения доходов в будущем. Еще больше неясностей возникает при защите результатов научной деятельности в режиме ноу-хау, особенно в части учета нематериальных активов и постановки их на баланс предприятия. Законодательно должным образом не урегулирован порядок использования лицензионных платежей. У малых и средних предприятий на начальном этапе разработок нет достаточных средств на покупку лицензии. Целесообразно продумать систему государственной поддержки лицензионных соглашений на начальном этапе. До сих пор не решен вопрос учреждения государственными вузами и научными организациями РАН малых инновационных предприятий. Необходимо четко определить порядок передачи бюджетными учреждениями для коммерциализации результатов деятельности, созданных за счет бюджетных средств. Вячеслав Осипов также предложил установить льготный режим арендных отношений для участников интеллектуальной деятельности.

Выступавший констатировал, что отношения всех субъектов инновационной деятельности законодательно не урегулированы. Не определены такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие». По словам В.Осипова, пора определиться с созданием малых предприятий бюджетными учреждениями, уточнить статус государственных научных центров и ускорить принятие законов о патентных поверенных и о передаче технологий. Кроме того, требуется система мер по закреплению молодежи на предприятиях, развивающих наукоемкие технологии. Не менее важно законодательно закрепить непрерывный процесс финансирования со стороны государства всего научно-инновационного процесса и на законодательном уровне запустить систему экономических стимулов, обеспечивающих необходимый рост востребованности идей. При этом, по словам В.Осипова, надо думать не только о предоставлении льгот, но и о введении санкций в отношении предприятий, которые в достаточной степени не занимаются инновационной деятельностью.

По мнению многих экспертов, сложность при переходе на инновационный путь развития экономики связана с проблемой подготовки кадров. В частности, зампредседателя Комитета по образованию Олег Смолин отметил, что очень много вопросов к материальному обеспечению ученых: «Нельзя заставлять человека науки одновременно гоняться за деньгами». Более того, он отметил, что необходимо более кропотливо отбирать будущие научные кадры. «Важна не столько общая эрудиция, сколько способность мыслить. Надо наделить студентов-исследователей особым статусом и ввести особые меры поддержки молодых ученых, включающие повышенные зарплаты, предоставление лабораторий и жилья в научных центрах. Пора принять закон о статусе ученого в Российской Федерации», - сказал заместитель председателя Комитета ГД по образованию.

Несколько примеров из опыта других стран привел вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков. Так, по его словам, поучительными являются государственные меры в странах, которые продемонстрировали рывок в инновационном развитии. «В Испании, например, на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот. В Мексике – 40 центов», - сказал он. Из этих примеров, Владимир Исаков сделал логичный вывод, что хотя ТПП России и оказывает содействие активизации инновационной деятельности в экономике, но совместных усилий бизнеса не хватит – главную роль в формировании такой экономики должно играть государство. «Именно поэтому мы считаем, что необходимо законодательно решить вопросы субсидирования НИОКР, предоставления государственных гарантий по кредитам малому наукоемкому бизнесу, таможенных льгот российским экспортерам высоких технологий. И, самое главное, необходимо вводить дополнительные механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности», - заключил вице-президент ТПП РФ.

По итогам обсуждения будут подготовлены рекомендации Правительству, Федеральному Собранию, органам власти субъектов Федерации. В этом документе предлагается дополнить ряд законодательных актов для того, чтобы определить понятие «инновация» и «инновационная деятельность». И принять пакет законопроектов в сфере налогового, бюджетного, финансового и экономического регулирования инновационной деятельности.

РИА «Открытые новости»