Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100

Вы здесь: Главная // Аналитика

Григорий Машковцев: «Проект должен обеспечить стратегический прорыв российской промышленности»

Добавлено: 2007-09-24, просмотров: 2500


МОСКВА. В ходе обновления кабинета министров президент страны не случайно подчеркнул, что главной задачей правительства Виктора Зубкова станет обеспечение стабильности курса развития страны. Наряду с программой подготовки Олимпиады, развитием нанотехнологий в стране начинается и реализация грандиозного проекта, который призван изменить экономику страны уже в ближайшие годы.

Проект развития минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006-2019 годы должен определить будущее России на ближайшие 100-150 лет. Рассказать о проекте, получившем название «Урал Промышленный - Урал Полярный», корреспондент «Известий» Илья Климов попросил генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Николая Федоровского Григория Машковцева.

Григорий Анатольевич, Урал издавна считался главной промышленной базой страны. Однако года два-три назад здесь заговорили о стагнации местного машиностроения и необходимости стратегического прорыва в экономике региона. Действительно ли картина столь удручающа?

Более трехсот лет промышленность Урала развивалась на собственной сырьевой базе, а сегодня основные ресурсы для ее работы завозятся с плечом в 2-3 тысячи км. Значительная часть сырья завозится из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

Это ставит промышленность, включая оборонные отрасли, в уязвимое положение от зарубежных поставок из не всегда дружественных нам государств. А всю экономику - в зависимость от резких колебаний мировых цен. Достаточно сказать, что мировые цены на железную руду выросли с 1999 года почти втрое. Только в текущем году они выросли на 10%.

Для промышленных предприятий Уральского федерального округа это стало ударом по конкурентоспособности.

За период с 1990 года доля машиностроения в общем объеме производства промышленной продукции сократилось с 23,3% до 9%. В объеме экспорта федерального округа доля машиностроения составляет сегодня менее 2%, в то время как еще 20 лет назад она достигала 50%.

И если, к примеру, в 1998 году доля машин и оборудования в российском экспорте в Китай составляла 25%, то в прошлом году снизилась до пренебрежительно малых 1,2%. А ведь именно уровень развития машиностроения определяет уровень развития страны в целом.

Считается, что конкурировать с Китаем практически невозможно. Меньшие энергозатраты и дешевая рабочая сила являются почти недосягаемым преимуществом китайской экономики.

Эти различия, безусловно, присутствуют, но не являются сегодня определяющими. Главной проблемой российских предприятий стала сырьевая. Та база, на которой промышленность Уральского региона работала последние столетия, истощена. Мы наблюдаем дефицит по марганцу, хрому и железу. Еще одна проблема - низкое качество руд. В результате мы вынуждены импортировать значительную часть объемов металлургических видов сырья. Этот импорт составляет порядка 800 миллионов долларов ежегодно, требует десятки тысяч вагонов, но главное - недостаток даже не в этом, а в сырьевой зависимости стратегических направлений народнохозяйственной деятельности.

Такой пример: Магнитка, давно отработав свои ресурсы, многие годы пользовалась железорудным сырьем Соколово-Сарбайского железорудного района в Казахстане. Но когда Китай поднял закупочные цены на сырье, магнитогорский комбинат остался без руды, которую казахи по более высоким ценам стали продавать своим южным соседям.

Сегодня, например, на Урал весь объем хромовых и марганцевых руд импортируется. И получается, что стабильность работы отечественных предприятий зависит либо от политической, либо от экономической конъюнктуры наших зарубежных партнеров. Возможно, на Западе и на Востоке кого-то устраивает подобная зависимость России. Существуют и определенные экономические круги, связанные с иностранными поставщиками, которые заинтересованы в росте импорта. Но вряд ли государство может довольствоваться тем, что страна теряет свой промышленный потенциал.

Как эти проблемы предлагает решить проект «Урал Промышленный - Урал Полярный»?

Необходимое российской промышленности сырье в стране есть. Это месторождения Сосьвинско-Салехардского бассейна с прогнозными ресурсами угля около 17,5 миллиарда тонн. Северное и Юньягинское месторождения с общими запасами железных руд около 100 миллионов тонн и прогнозными ресурсами порядка 4 миллиардов тонн. Эксплуатирующееся месторождение хромитов Центральное с запасами 7,7 миллиона тонн и прогнозные ресурсы района до 250 миллионов тонн. Месторождения карбонатных марганцевых руд в Ивдельском районе с запасами 40 миллионов тонн и прогнозными ресурсами до 240 миллионов тонн. На территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов имеются прогнозные ресурсы в количестве 308 тонн золотых руд. Прогнозные ресурсы меди по Северо-Уральскому региону оцениваются в количестве 2,5 миллиона тонн, по Полярно-Уральскому региону - 2,8 миллиона тонн. В зоне сочленения Западно-Сибирской плиты и Урала прогнозные ресурсы бокситов в целом составляют более 300 миллиона тонн.

Я назвал только те районы и месторождения, которые известны, а есть широкие перспективы обнаружения новых месторождений меди, бокситов, фосфоритов.

В целом в ходе реализации геологической части проекта на 2006-2009 годы мы должны обеспечить создание надежной минерально-сырьевой базы: по углю - на уровне 4,9 миллиарда тонн, по железным рудам - не менее 1350 миллионов тонн, по хромитам - 38,5 миллиона тонн. В рамках реализации проекта ОАО "Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный" с участием нашего Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Николая Федоровского подготовлена программа работ по лицензированию участков недр с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

Но геологической разведкой проект не ограничивается. Пожалуй, главная роль отводится МПС, РЖД, и ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный», которые должны в ближайшие годы построить уникальную транспортную магистраль Полуночное -Обская. Железная дорога должна пройти вдоль восточного склона Уральских гор и соединить промышленные районы Урала с Полярными. Свой вклад должны внести и энергетики, построив в регионе четыре электростанции, что снизит здесь цены на электричество. Хочу подчеркнуть, что уже сегодня Корпорация занимается организацией работ по реализации проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» за счет акционерного капитала.

Основное назначение проекта - расширение минерально-сырьевой базы региона для обеспечения потребностей промышленного Урала остродефицитным металлургическим и энергетическим сырьем и высвобождение за счет снижения цен на сырье ресурсов для коренной модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создания на их базе конкурентоспособных производств.

В целом проект и должен обеспечить тот стратегический прорыв уральской, да и всей российской промышленности, о необходимости которого говорят последние годы, пишут "Финансовые известия".