Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100

Вы здесь: Главная // Аналитика

Итоги Парламентских слушаний по биотехнологиям

Добавлено: 2009-10-21, просмотров: 1259


 

Москва. 15 октября 2009 года в 14:00 в Государственной Думе ФС РФ состоялись Парламентские слушания на тему «О совершенствовании законодательного обеспечения биотехнологической отрасли промышленности».

 

Слушания состоялись с участием государственных и общественных деятелей, экспертов, ведущих специалистов: депутатов ГосДумы, представителей министерств и ведомств, руководителей промышленных предприятий, ученых РАН, РАМН и РАСХН и других научных организаций, СМИ.

 

Это первые Парламентские слушания по биотехнологиям в Госдуме за последние 10 лет, которые призваны дать серьезный толчок к развитию важнейшей отрасли. В рамках мероприятия была дана объективная оценка значимости и состояния отрасли, а также предложены конкретные рекомендации по ее развитию, включая за-конодательное обеспечение.

 

Значение отрасли

 

«Биотехнология относится к числу важнейших приоритетов 21 столетия, - отметил в своем выступлении Валерий Драганов, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по промышленности, - именно в данном направлении, активно использующем потенциал живых организмов, систем и процессов для массового произ-водства высокополезных для человека продуктов, - будь-то лекарства, пища, биотопливо, - решаются глобаль-ные проблемы человечества».

 

Биотехнология – один их важнейших столпов инновационной экономики, наряду с нано и информационными технологиями. В комплексе с фармацевтикой биоиндустрия занимает третье место по капитализации среди ведущих секторов мировой экономики, уступая только банковскому и нефтегазовому.

 

В Евросоюзе оборот сектора биоэкономики, основой которого является биотехнология, в 2008 г. составил свыше 1,5 трлн. евро, в нем занято около 10% трудоспособного населения.

 

США, Евросоюз, Китай, Индия, Япония, Бразилия и многие другие государства рассматривают биотехнологию в качестве ключевого направления своего развития и интенсивно развивают биотехнологическую промышленность, приняв соответствующие национальные программы, разработав законодательную базу, обеспечив необходимые экономические преференции.

 

В России биотехнология признана приоритетным направлением развития инновационной экономики. Это отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в других программных документах и выступлениях руководителей страны.

 

Состояние отрасли в России

 

Между тем вклад РФ в мировую биотехнологию составляет десятые доли процента, хотя в 1989 г. СССР по общему объему производства биотехнологической продукции уступал только США. В настоящее же время доля Америки в мировом объеме фармацевтической биотехнологии - 51%, а России – 1%. В 2008 г. мировой объем продаж биотехнологических лекарственных препаратов составил 96 млрд. долларов США в год, из них доля российского рынка – 1 млрд. долл. США, при этом спрос в нашей стране удовлетворяется, главным образом, за счет импорта.

 

В стране практически отсутствуют биотехнологические производства фармацевтических субстанций, ингредиентов для пищевой промышленности, сырьевых продуктов для химической промышленности, моторного биотоплива. Слабо внедряются современные биотехнологии в сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, энергетику.

 

«Текущее состояние биотехнологической отрасли в России, отсутствие долгосрочной стратегии ее развития и единого органа регулирования - это «вопиющая аномалия», отмечает президент Общества биотехнологов Рос-сии им. Ю.А. Овчинникова Раиф Василов. Отсутствует должная координации и управления этой важнейшей сферой деятельности на общегосударственном уровне. В рамках существующих законов отсутствуют нормы, которые бы обеспечивали системное регулирование биотехнологической отрасли.

 

Необходимые меры

 

От органов законодательной и исполнительной власти требуется главное, - отметил Драганов, – определить стратегическую линию и максимально способствовать последовательному прогрессу биоиндустрии, особенно в плане законодательной поддержки и эффективных экономических механизмов.

 

Среди рекомендованных на Парламентских слушаниях мер:

 

Разработать долгосрочную государственную стратегию развития биотехнологии в Российской Федерации до 2020 года. Основой документа может послужить долгосрочная Стратегия развития биоиндустрии до 2020 года, уже подготовленная биотехнологическим сообществом. Данный документ коррелирует с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, - пояснил один из основных разработчиков «общественной» стратегии Президент ОБР Раиф Василов. В окончательной доработке документ будет представлен в декабре этого года на 2-ом Всероссийском совещании работников биотехнологической отрасли.

 

Разработать и принять региональные программы развития биоиндустрии. Положительная тенденция последних нескольких лет – это активное развитие биотехнологий в регионах, которые начали динамично решать свои социально-экономические проблемы с помощью биотехпроектов. Так, например, в Чувашской Республике начато строительство биотехнологического завода по производству лизина (аминокислоты), который полно-стью обеспечит потребности отечественного животноводства и птицеводства в этом продукте (сегодня – 100% импорт). В Татарстане построена первая очередь завода для производства биодизеля, в Иркутской области ор-ганизуется производство биотоплива 2-го поколения, в Кировской области создан биотехнологический кластер для глубокой переработки древесины. Заделы по разным направлениям биотехнологии имеются и в таких ре-гионах, как Омская, Томская, Новосибирская, Калужская, Воронежская области и др.

 

Поддержать отечественного производителя и решить проблему импортзависмости, в том числе по антибиотикам и социально-значимым лекарственных препаратам (СПИД, гепатит, рак и многое другое). Для этого необходимо в корне изменить зачастую коррупционную практику формирования и размещения государственных заказов на поставки биотехнологической и фармацевтической продукции. В частности, необходимо установить равные требования к отечественным и зарубежным производителям в части инспектирования производства федеральным органом государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

 

Рационально охранять и использовать биоресурсы страны. Здесь необходим комплекс мероприятий, в том числе предусмотрев формирование национальных биоресурсных центров в различных регионах страны.

 

Усовершенствовать налоговое и бюджетное законодательство, в частности:

 

- ввести механизм стимулирования организаций, осуществляющих деятельность по использованию биотехнологии;

 

- освободить от таможенных пошлин ввоза технологического оборудования для биотехнологической и фармацевтической промышленности, не производимого на территории Российской Федерации, а также запасных частей и комплектующих;

 

- создать механизмы, обеспечивающие обязательное соблюдение производителями стандарта GMP,

 

- Подготовить и принять поправки в Лесной кодекс Российской Федерации об установлении норм по обязательной утилизации отходов лесозаготовки и деревопереработки.

 

- Подготовить и принять Федеральный закон «О развитии производства и потребления биологических видов топлива» на основе проекта, разрабатываемого Минсельхозом России.

 

Создать эффективную систему управления биотехнологической отраслью. Работа, проводимая в рамках отдельных ведомств, недостаточна в силу междисциплинарного и межотраслевого характера самой этой области. Только координированные оперативные действия власти и адекватные механизмы реализации правовых норм смогут помочь в столь серьезном отставании России от мирового биотехнологического прогресса.

 

Источник: Пресс-служба Общества Биотехнологов России им. Ю. А. Овчинникова